В МАОУ «Донская реальная гимназия № 62» г. Ростова-на-Дону 15 декабря 2016 года состоялся научно-практический семинар «Современный урок в аспекте развития универсальных учебных действий школьников», на котором были представлены механизмы инновационной практики педагогов гимназии по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов и подняты проблемы апробации Профессионального стандарта «Педагог». Система достижения планируемых результатов освоения образовательных программ обсуждалась в контексте реализации теории развивающего обучения Л.В. Занкова. Модератором ключевых позиций по этим вопросам была методист «Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова» (г. Москва) Киричек Наталья Викторовна.
Руководитель городского проекта по апробации Профессионального стандарта «Педагог» профессор Бермус Александр Григорьевич поднимал вопросы профессиональных возможностей учителя в сетевом пространстве научных исследований, педагогических практик, технологических ресурсов. Расширение профессиональных связей, участие в дискуссиях, решение проблем на проектных площадках – это большие возможности учительского роста, это наращивание тех новых компетенций, которые определены Профессиональным стандартом.
В работе семинара участвовали директор Центра модернизации общего образования Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Иванова Н.Б. и методист Немерцева Г.М. Они поднимали проблемы аналитико-диагностической функции учителя в условиях формирования национальной системы оценки качества образования.
Проблемное поле семинара сконцентрировалось на профессиональной деятельности учителя. Программа семинара включала мастер-классы, которые были проведены учителями гимназии.
Участники семинара – специалисты отделов образования муниципальных районов, руководители и заместители руководителей школ Ростовской области, учителя, работающие по системе Л.В. Занкова – единодушно отметили высокий профессиональный уровень педагогов гимназии и результативную учебную деятельность гимназистов на уроках.
Учитель Дорохова Людмила Павловна в 1 классе показала игровую технологию на основе работы с текстом песни «В лесу родилась елочка». Ключевой момент урока – выделение главных слов в каждом куплете песни и составление плана. Оказалось, что такая матрица дает возможность легко запомнить текст песни.
На уроке окружающего мира в 1 классе по теме «Тепловые пояса» дети впервые работали по группам. Этому их учила Ромашко Елена Георгиевна. Концентрировалась групповая работа на таблицах, рисунках общего формата, составления карты тепловых поясов Земли.
На уроке русского языка (обучение грамоте, 1 класс), который провела Гелемеева Ирина Геннадиевна, был продемонстрирован дифференцированный подход к учащимся в условиях обучения детей с ОВЗ. Учитель готовит дополнительный наглядный материал для познавательной деятельности ребенка-аутиста, подключает функции тьютора, который сопровождает учебную деятельность детей с ОВЗ.
Зарецкая Ирина Александровна по географии с учащимися 8 "А" класса составляла системный образ природно-ресурсного потенциала России. На уроке четыре группы учащихся представили результаты проекта «Происхождение природных ресурсов», выполнили макеты карт. Продуктивность ученической деятельности была внушительной. А вот домашнее задание предлагалось досугового характера – изобразить туристический маршрут в одну из точек России – «В погоне за северным сиянием».
Мастер-класс по английскому языку в 5 классе провела учитель Стеблина Ирина Борисовна, дважды победитель ПНПО 2007, 2013 год, лауреат губернаторской премии 2012 года. На уроке ребята показали умение работать в команде, составлять план рассказа, логически мылить, отстаивать свою точку зрения. В конце урока ребята самостоятельно оценили работу каждой команды.
Урок литературы в 10 классе провела Карнаухова Ирина Викторовна. Учитель использовал технологию проблемного обучения. Старшеклассники рассуждали, давали критическую оценку поведению героям романа «Обломов», не соглашались с мнением автора, спорили с участниками дискуссии и эмоционально доказывали свою позицию. Актуальная тема «Судьба России: Обломов или Штольц?» не получила единого разрешения, что провоцирует учащихся анализировать социально-культурные ценности современного общества, критически оценивать реальные события, видеть перспективы становления России.
Участники семинара благодарны администрации гимназии и педагогическому коллективу за возможность обсудить актуальные проблемы реализации ФГОС в условиях образовательной практики.